Каталог организаций Серова. | Адрес. Телефон. Карта. Новости. Магазины.

Хранители

В 2016 году, во второй раз приехав на фестиваль бардовской песни «Гринландия» (г. Киров), мы познакомились с очень интересным и очень странным человеком, который ходил по палаточному лагерю и присаживался то тут, то там со своей записывающей техникой. Подсел и к нам, послушал, предложил Александру Бушуеву спеть для него. Назвался: Михаил Байер, из Москвы. Записал несколько песен и отправился дальше - искать новых авторов, благо на «Гринландии» их достаточно. Мы, видимо, проходили по версии «уральские экзоты».  Оказалось, что Михаил видео- и аудио-архивист бардовских песен (и к тому времени собрал их уже огромное количество), видео- и кинооператор, да еще и сам исполнитель. Вернее, был архивистом и исполнителем. В интернете нашлась только дата рождения – 1949 год, дату смерти я найти не смогла, но, видимо, это произошло где-то между 2019 и 2021 годом. Он ездил по слетам и фестивалям и все время пополнял свой архив, чтобы сохранить все разнообразие авторов, стилей, тем… Мне вспомнились собиратели фольклора 19-начала 20 века, которые путешествовали по городам и весям России, записывая сказки, песни, былички… Наверно, Владимир Даль, Александр Афанасьев, Александр Гильфердинг и прочие энтузиасты-этнографы казались современникам не менее чудаковатыми и странными. Тем не менее, занимались они невероятно важным и нужным делом: собиранием и сохранением нашей национальной культуры. Но ведь и бардовская песня – тоже часть нашей культуры, причем драгоценная часть, несмотря на свою относительную молодость (ее зачинателями были «шестидесятники»).  На примере одного только Окуджавы можно видеть, какой мощный нравственный посыл в их стихах и песнях. А сколько таких имен в «золотом фонде» жанра!..  Я начала с Михаила Байера. Но есть и другие собиратели и хранители этого «золотого запаса нации», и не только в первопрестольной. Но остановимся на Окуджаве... Закончился май, а май – это месяц, который проходит под знаком Дня Победы и дня рождения Булата Шалвовича. Не всем известно, что Б. Окуджава в детстве провел несколько лет в Нижнем Тагиле. Сам Булат Шалвович не любил вспоминать об этом, потому что Тагил отнял у него родителей. Отец, Шалва Степанович Окуджава, был назначен парторгом ЦК ВКП (б) на «Уралвагонзавод», потом избран первым секретарем Горкома ВКП (б), в печально памятном 1937 объявлен врагом народа и расстрелян, а мать, Ашхен Степановна, репрессирована и отправлена в лагеря. Но это часть истории, которую не вычеркнешь из жизни, как неудавшуюся строчку стихов.  Тагильский поэт Василий Овсепьян не только собрал материалы о семье Окуджавы в этот период, но и сделал все для того, чтобы в городе появился Дом-музей Окуджавы. Другой уральский автор, Лев Зонов, собрал все возможные воспоминания, фотографии, документы, записи, касающиеся пребывания Булата Шалвовича в Нижнем Тагиле (в годы детства) и в Свердловске (с концертами в 1964, 1986 и 1994 годах) в книге «Мы помним вещего Булата». Работа над книгой продолжалась в течение 15 лет при участии десятков людей, помогавших в сборе материалов. Еще один прекрасный образчик хранителя нашей духовной культуры. Лев Зонов как автор-исполнитель интересен и сам по себе, а не только в связи с сохранением памяти об Окуджаве (с которым он лично общался в 1964). Лев Дмитриевич как раз является представителем того самого поколения шестидесятников, благодаря которым и родился жанр. Его первый авторский концерт прошел в актовом зале УПИ в 1967 году. Самая что ни на есть классическая классика: геолог Зонов сочинил многие свои песни у таежного костра во время экспедиций. Он стал одним из «отцов-основателей» первого свердловского КСП и вообще бардовской песни на Урале.  И опять-таки, не только в столицах есть подобные энтузиасты. География тут вообще не играет роли. Тем не менее приглашаю «прогуляться» совсем уж в «глубинку». Маленький город Краснотурьинск, в котором живет большой почитатель бардовского жанра, исполнитель, турист Павел Попов. Сам он вкладывает в песни гораздо больше, чем просто хорошее исполнение. Это всегда немножко больше, чем слова и музыка. Сюда укладывается, пожалуй, и любовь к жанру авторской песни, и личный опыт, и знание биографических подробностей из жизни автора, который когда-то зачем-то для кого-то написал эту конкретную песню, и какое-то глубокое понимание, проникновение… Павел отыскивает полузабытые или вовсе забытые имена и тексты, давнишние записи и возвращает к жизни тех, кто остался с нами только песней. Он, кстати, в период создания книги «Мы помним вещего Булата» тоже поделился с Львом Зоновым материалами; на страницах книги можно увидеть фотографии из архива Павла Попова.  Наладчик промышленной электроники, рационализатор и изобретатель с 16 авторскими свидетельствами и патентами на изобретения, лучший рационализатор Свердловской области в молодые, комсомольские, годы, проведший полжизни с паяльником в руках, — где тут место бардовской песне? А вот поди ж ты, услышал ее еще парнишкой – и «зацепило», да так, что втихомолку, подглядывая за старшими ребятами в своей поющей компании, научился играть, удивив всех. И пошло-поехало… Было много знакомств и даже дружб с авторами, один из них – Виктор Столбов, тот самый, с которого начинался фестиваль им. С. Минина в Антоновске. Одно время после окончания института и распределения Виктор жил в Серове, и пел вместе с Галиной и Сергеем Ушковыми (трио «Подорожник»).  Свою фонотеку Павел начал собирать еще в 1960-х годах. «По наследству достались архивы от Саши Сысоева, Славы Масленникова, Лени Маракова, частично они оцифрованы, но много записей еще осталось на «катушках» (из импровизированного интервью). Сейчас его архив насчитывает около 50 000 записей, и в них представлены барды разных городов, не только уральские. В основном это исполнители прежних лет. «Бардовская песня – дело стареющее; молодые тоже, конечно, поют, но они мне не очень интересны. Слишком много примешивается к бардовской песне других жанров. Новые авторы меня как-то не трогают», — признается Павел.  Его диск «Авторская песня в Краснотурьинске» - это «архив публикаций об истории авторской песни в городе, бережно собранный альбом фотографий и подборка песен в исполнении членов клуба самодеятельной песни «Перекат», 30 лет жизни клуба.  К счастью, энтузиастов у бардовской песни пока еще хватает, иначе она давно уже умерла бы как жанр. По сути, хранитель ее - каждый поющий. Но бывает так, что хорошая песня уходит вместе с человеком. И тогда реанимировать ее помогут когда-то кем-то созданные архивы…  P.S. Книги, о которых идет речь в нашем онлайн бард-уроке, можно прочитать в ЦГБ им. Мамина-Сибиряка. Сам бард-урок, как обычно, вы найдете на сайте ЦГБ.

Как сообщает сайт serovglobus.ru

Яндекс.Метрика