Каталог организаций Серова. | Адрес. Телефон. Карта. Новости. Магазины.

Главная Новости Последние новости Философия в зеркале конституционных страстей

Философия в зеркале конституционных страстей

Ситуация с коронавирусом, с изменениями в Конституции показала, что в обществе есть немалая доля людей, разочарованных в жизни, политике правящей партии, настроенных пессимистически в отношении перспектив развития страны, настроенных агрессивно против «тех, кто…». Попробуем посмотреть на ситуацию с философской точки зрения. С одной стороны, глупо было бы отрицать, что у людей нет объективных причин для подобных реакций.  Действительно, уровень жизни многих россиян оставляет желать лучшего, есть факты несправедливости со стороны судебной системы, нередки случаи формального и даже бездушного отношения властных структур и отдельных её представителей к нуждам людей… Но, с другой стороны, явно видна «эмоциональная накрутка» - давно известно, что для человека порой не столь важен сам раздражающий факт, сколько представление о нём. Есть разные фобии: кто-то боится зубного врача, кто-то летать на самолёте, кто-то оставаться в тёмной комнате… Одна из причин фобий – банальный недостаток информации о предмете страха, например, у многих есть безотчётный страх перед будущим. И этим ловко пользуются страховые компании. Есть причины, связанные с прошлым, например, генетический страх пред людьми другой расы или национальности. Есть причины, связанные с предрассудками и неправомерными обобщениями: «все бабы - дуры», «все мужики – сволочи», все начальники – казнокрады, все политики – грязные люди… Вот такие массовые стереотипы могут создаваться и использоваться в пропагандистских целях, и в наше время засилья СМИ и Интернета это делается достаточно просто. Используются механизмы возникновения эмоций у толпы: стоит крикнуть «Наших бьют!», указать на «ненаших» - и понеслось… Противостоять таким реакциям крайне сложно. Вспомните одновременное подпрыгивание тысяч людей на Украине, посмотрите на современные акции негров в США… Людей толкают на «простомыслие»: либо чёрное, либо белое и ничего (целого спектра цветов!) в промежутке.  Вернёмся к философии. Наше бытие не статично (хотя зачастую таким и кажется), в нём происходит постоянный процесс видоизменения энергии. При этом действует закон единства и борьбы противоположностей: во всех процессах есть противоположные тенденции к развитию и деградации, к усложнению и упрощению, ускорению и замедлению… Проще говоря, не «или – или», а «и - и». Что из этого следует? Социализм – это хорошо, но в чём-то и плохо, капитализм – это плохо, но в чём -то и хорошо. Не ярлыки надо вешать, не одной краской мазать, а анализировать! Если не будем что-то совершенствовать (хотя бы и Конституцию), пойдёт процесс опрощения, не будем вкладываться в развитие (например, отношений с другими странами) – начнётся деградация (а вовсе не стабильность). Такой философский взгляд на жизнь заставляет пристально присматриваться к причинам и следствиям, не путать истинные причины с эмоциональными поводами. К примеру, Советский Союз развалился вовсе не из-за «происков империалистов», не из-за «предательства Горбачёва», не из-за «беловежских заговорщиков» (это всё сопутствующие условия и поводы), а из-за того, что у большинства людей стала иссякать энергия, направленная на удержание этой исторической формы. Почему эта волна общенародного усилия стала спадать? Да потому что изначально сосуществовали и боролись две тенденции: стремление строить жизнь с максимальным учётом частной инициативы людей и строить жизнь на только лишь коллективной (формальной, идейной) основе. Нельзя лететь с одним крылом, нужно искать варианты, жизнеспособные комбинации, то есть те, в которые люди будут реально вкладывать свою жизненную энергию. Но вернёмся к отдельному человеку. Человек, как и всё в этом мире, энергийное существо. Если он чувствует себя слабым, незащищённым, заброшенным, значит, он не может разрешить противоречие между силами (энергиями) развития и силами деградации.  Эти энергии (вернее, их источники - ценности, смыслы, долг, совесть) находятся прежде всего в самом человеке (конечно же, речь о взрослом). Можно обвинять всех и вся в такой ситуации, но это вряд ли её изменит. Можно попытаться изменить ситуацию за счёт других людей – отыграться на ещё более несчастных, физически устранить ненавистных, объединить себе подобных и подставить их в гражданской бойне, результат один – деградация и данного субъекта, и общества.   Когда случается самоубийство подростка, то причину видят в несчастной любви, в проклятом ЕГЭ, в отношении к нему сверстников и учителей, хотя истинная причина в том, что семейное и школьное воспитание не смогло сформировать в нём стойкую личность, способную держать эмоции под контролем, думать о своей жизненной ситуации, сотрудничать с другими в решении проблем.  Так же и со взрослыми, так и не ставшими взрослыми. Наш уклончивый ум сразу же подсовывает нам удобные для нас объяснения: виноваты «они, те, кто…», виноват весь мир – «он меня не любит»…  Вполне возможно, что виноваты в чём-то «они», виноват в чём-то этот мир, но прежде всего виноват я, поскольку идеализировал «их» и мир (очаровывался), вот сейчас и РАЗ-очаровываюсь. У мира действительно нет любимчиков – нас вбрасывает наше рождение в не выбранные нами времена, не выбранное нами место, не выбранную нами расу, не выбранное нами социальное положение семьи… Как чувствовали бы себя ненавистники евреев, чёрных, белых, родись они евреями, чёрными, белыми…  По большому счёту, многим людям действительно нет особого дела до меня – у них своя единственная жизнь и свои заботы. Я могу соединиться с этим миром, с другими людьми только если не буду энергетическим вампиром, эмоциональной чёрной дырой, а найду энергию в себе и буду светить, буду жить страстно – не в смысле отдавания себя всяким страстишкам, а в смысле жертвования своей энергии на улучшение жизни вокруг. Но откуда взяться энергии? Вот тут-то и приходит на помощь философствование: за кого и за что я готов отдать свою жизнь, на что я готов её положить (истратить), в чём мой долг, какие болевые точки есть в моей совести… Хочется, конечно, жить спокойно, не мучить себя смысложизненными вопросами, тем более что масс-культура безостановочно программирует: «не парься», «оторвись по полной»… Только вот Героя в себе таким образом не обнаружишь, и поэтому все беспечные «мажоры» когда-то становятся Нытиками. Имеет смысл почитать книгу Массимо Пильюччи «Как быть стоиком», книги с размышлениями стоиков – Эпиктета, Сенеку, Марка Аврелия. Приведу несколько советов Эпиктета. 1. Анализируйте ваши впечатления. Это значит – приучать себя удерживаться от поспешных эмоциональных реакций на события, сказанные кем-то слова, «новости» блогеров, сенсации СМИ…, оставить себе простор для рационального обдумывания. Эта «новость» вообще соотносится с реальностью? Это единичное событие или типичное? Это действительно угрожает мне - или кто-то эксплуатирует мои фобии? Я могу на это реально повлиять - или оно не имеет отношения к моей жизни? 2. Всегда делайте оговорку: «Мы полагаем, а жизнь располагает». Многие люди негодуют на происходящее, если оно даже незначительным образом отличается от их мысленных представлений. Мир не обязан подстраиваться под наши идеальные представления, и поэтому надо быть готовым к тому, что «хотели, как лучше, а получилось, как всегда». Опять же надо держать в голове закон перехода количества в качество: надо вложить немало энергии и долговременных усилий, чтобы что-то в этой жизни качественно изменилось. Делай ставку не на удачу, а на успех, запасайся терпением, меняй стратегию, тактику действий, если зашёл в тупик. Надо учиться смотреть на любую ситуацию со стороны, в общечеловеческом контексте, так поступают акушерки, успокаивая молодых рожениц, - «ты не первая, кто рожает». «Потерял работу», «муж\жена изменил(а)», «дети разочаровывают», «болезнь откуда ни возьмись»… Ну, что ж, я не первый в мире, с кем такое случалось, просто пришло моё время держать удар. Каждый жизненный вызов – это прекрасная возможность поработать над собой и стать лучшим (чем был) человеком. 3. Напоминайте себе о бренности вещей. Надо ценить то, что мы имеем в данный момент: гражданский мир, стабильность в чём-либо, человеческие отношения с другими людьми, ибо всего этого мы можем лишиться внезапно, особенно если не будем вкладываться в это. Сегодня, может быть, особенно важно по-человечески, справедливо относиться к другим людям –  воздерживаться от поспешных суждений, не торопиться осуждать, проявлять сострадание. Знаю я, что в той стране не будет Этих нив, златящихся во мгле... Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле.С. А. Есенин На невообразимо короткий миг случай свёл нас в этой точке пространства и времени, вряд ли стоит без особой нужды тратить жизнь на ненависть. Солдаты Великой Отечественной по крайней нужде тратили годы жизни на ненависть к врагу, но не стали человеконенавистниками, и мы это видим по их рассказам, стихам, песням. Если вам плохо, почитайте их книги, посмотрите фильмы с их участием, послушайте песни Окуджавы.

Как сообщает сайт serovglobus.ru

Вы здесь:
Главная Новости Последние новости Философия в зеркале конституционных страстей
Яндекс.Метрика