Каталог организаций Серова. | Адрес. Телефон. Карта. Новости. Магазины.

Главная

Ускользающая красота (продолжение темы)

Александр Бушуев. Фото: Константин Бобылев, архив "Глобуса" «Красота обладает силой и даром вносить мир в сердца», - Сервантес.  Ох, как нам нужен сегодня мир в этом разобщённом мире!Вполне ли мы осознаём значение красоты для своей жизни? Переживание красоты - одно из немногих (наряду с творчеством и долгом) смыслообразующих основ духовной жизни человека – оно показывает непреходящую ценность жизни, привязывает к ней, напоминая о её конечности. Красота это и средство подлинной связи с другими людьми - она способна пробуждать сильнейшее чувство сострадания и любви к другим людям.Помимо красоты природы нам дарована красота языка и его проявления – речи. «Границы моего языка – это границы моего мира», -  чеканная формула Витгенштейна. В семье, где не ценят красоту языка, где в ходу матерные слова, оскорбления, скандалы, никогда не вырастет счастливый человек. От убожества речи один шаг до убожества души, а какое же счастье с истерзанной, исковерканной душой? Красота языка постигается ребёнком благодаря ласковому разговору и напевам матери. Почему-то считается, что ребёнка не надо часто брать на руки («привыкнет и слезать не будет»???), как раз наоборот – нужно чаще брать на руки и разговаривать «глаза в глаза»! В первые два года жизни мозг ребёнка улавливает фонетическую основу речи, увязывает её с мимикой, выбирает ключевые понятия, и, если общение с матерью ограничено, происходит фатальное недоразвитие смысловых структур мозга, угнетается функция мышления, ограничивается объём памяти. Грустные мысли возникают, когда наблюдаешь как молодые мамаши катают перед собой коляски, в которых дети часами сидят расслаблено и смотрят вперёд, в пустоту… Да и речь у некоторых мамаш визгливая, перемежающаяся хохотом, «вольными словечками» - не понимают, что ребёнок благодаря механизму импринтинга весь нацелен на речь матери, «снимает» её в том виде, в каком она подаётся… Где уж тут закрепиться красоте.Никогда уже не случится такой возможности приобщить ребёнка к красоте языка, как в раннем детстве. Счастливы дети, которым вслух и с выражением читают сказки, стихи детских авторов, с которыми учат песенки. Я очень благодарен своей маме, Бушуевой Елизавете Матвеевне, которая в детстве много читала вслух и очень выразительно – не будь этого, вряд ли бы во мне возникла потребность выражать душевные переживания в стихах и песнях, да и были бы они вообще, эти душевные переживания? Работая воспитателем детсада, она тоже времени не жалела на чтение детям, рассказывание стихов и сказок Пушкина, Ершова, Барто, Михалкова, многие из которых знала наизусть. Интересно, а сколько стихов, песенок, шуток-прибауток знают наизусть современные воспитательницы и учителя начальной школы? Будь моя воля, я принимал бы абитуриентов в педучилища и пединституты не по баллам ЕГЭ, а именно по знанию стихов, песен, детской литературы, да и выпускал бы по такому же экзамену. Представляете: экзамен принимают четыре педагога, работающие с детьми разных возрастов, а «дипломант» должен не менее получаса занимать каждого из них соответствующими возрасту стихами, песнями, поговорками, речевыми играми…В ситуации, когда много социально депрессивных семей с низкой культурой родителей, красоту языка и речи просто обязаны привить детям дошкольные учреждения и начальная школа. Увы! Благодаря развитию технологий сейчас очень просто включить экран и предоставить детей самим себе… Сокращено количество часов на чтение и развитие речи. Я сам хоть и являюсь учителем иностранного языка, но не приемлю изучение его со второго класса – дети должны сначала хорошо узнать свой родной язык! Слепо следуя европейской тенденции, ввели и второй язык с пятого класса, понятно, урезая родной. Помнится, в бытность «Учебного развивающего центра» (УРЦ) второй язык ребята начинали изучать с 7 класса  и очень неплохо в этом преуспевали, поскольку родной язык уже хорошо утвердился в голове, а любой иностранный мы постигаем, отталкиваясь от родного. Крайне редко можно увидеть в образовательных учреждениях театрализацию, разыгрывание пьес, поэтические и нормальные песенные конкурсы – за образец берутся ненормальные телевизионные шоу и один к одному переносятся в школу. В УРЦ в своё время был даже отдельный предмет – «Театр», и к концу года дети показывали родителям весьма значительный спектакль - по «Синей птице», «Маленькому принцу», «Алым парусам»… Да и профессиональный театр должен сейчас больше работать на детей и подростков, а не на взрослых. Хотя здесь тоже требуются талантливые режиссёры… По опыту посещения новогодних спектаклей со своими детьми знаю, что зачастую сюжет настолько запутан, что ребёнок за ним уследить не может, да плюс ещё всякие грохочущие устрашающие эффекты, глушащие абсолютно на первых рядах…Я мир свой поделил на пять частей и сразу дружбе отдал половину. Включил в нее десятка два страстей и чувства запустил туда лавину. Рассказам и стихам я отдал треть: прочитанным и созданным в дороге, добавив то, на что люблю смотреть: Моря и горы, реки и пороги. Шестую часть составил я из трех: две больших отдал музыке с природой. В остаток я вместил весёлый трёп и лишь немного отдал бутербродам./Михаил Мазель/Не могу обойти ещё одно, дорогое моему сердцу, средство постижения красоты языка и речи – бардовскую песню. Вот где стихотворное слово соединилось с музыкой для выражения душевных переживаний. Классическая бардовская песня (в отличие от сегодняшней полу-попсы) лирична, философична, сдержанна в проявлении чувств, чужда пафосности и внешним эффектам, она очень доверительная и душевная.  Даже не могу представить себе, каким я стал бы человеком, если бы прошёл мимо (а возможность такая была!) авторской песни. Песни Александра Суханова открывали совершенно новую мелодику в привычном музыкальном фоне, песни Юрия Визбора звали в дорогу, песни Булата Окуджавы заставляли по – сократовски задумываться над тем, что «уже и так ясно», песни Вадима Егорова помогали воспарять над бытом… Каждый автор как будто бы открывал новое, особенное окошко, через которое душа взглядывала на мир, и эти окошки позволяли обнаруживать в мире новые грани, краски, перспективы, которые я вряд ли постиг бы сам своим умишком. Бардовская песня сродни молитве – утешает, примиряет с неизбежным, позволяет сохранять веру и надежду.«В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть:  Одну молитву чудную Твержу я наизусть.  Есть сила благодатная В созвучье слов живых,  И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души, как бремя, скатится Сомненье далеко – И верится, и плачется, И так легко, легко…/Михаил Лермонтов/В школьной программе по литературе уделяется пара часов авторской песне… Как можно представить эту выдающуюся часть нашей культуры за такое время? Постоянно просимся в школы с концертом «Знакомьтесь, бардовская песня», чтобы представить её вживую, а не в виде очередного безликого куска информации. В одной школе учитель – литератор сказала: «Нам это не нужно – ребята не любят и не хотят слушать бардовскую песню»… Видно, опрос провела. Как они могут любить или не любить то, что не знают или о чём имеют искажённое и примитивное представление? Да что там ребята!  Десять лет держали традицию проведения в городе фестиваля поэзии и авторской песни «Рифмы сердца», держали в память о Геннадии Ивановиче Гулине – организаторе фестивалей туристской песни на Шихане, о Валерии Викторовиче Карькове – организаторе поэтического клуба (слава богу, ныне здравствующего), держали для привлечения  к этой драгоценной сфере российской культуры молодых людей и… И те, кто по должности своей и совести должны были поддерживать эту традицию, задавили её в угоду своим амбициям и политической конъюнктуре, вписали чёрную страницу в культурную историю родного города… Ибо не ведают, что творят. И молодёжь, напрочь отстранённая строгими предписаниями от походов, фестивалей, слётов, «варится» в матерном шансоне и рэпе. А от плохого слова к плохому делу всего один шаг. Вспоминаются горькие слова Станислава Говорухина: «По России бродят стада молодых людей, даже не подозревающих о том, что такое духовная жизнь». Дай бог, чтобы это было преувеличением…«А кто не внемлет голосу поэтов, тот только варвар, кем бы ни был он», - Гёте. Когда человек говорит, что он не понимает классическую музыку, то с этим можно примириться, поскольку для её восприятия нужно пройти большой путь в развитии эстетических чувств, и не у каждого есть такие условия в жизни, но когда человек не вникает в бардовскую песню, не находит в ней созвучие со своими переживаниями, то это значит только одно: переживания его примитивны, и восприятие красоты языка находится в угнетённом состоянии.А ведь эта песня, простая и демократичная, способна оказать духовную поддержку всякому, кто отчаялся, изверился, Замкнулся в себе, изолировался от жизни. Поверьте, она спасительна.В заключение хочу привести список бардовских песен, которые, по моему мнению, способны поднять дух в минуты отчаяния, одухотворить житейскую канитель, дать почувствовать движения своей души, «постоять на этом перевале и двинуть дальше в новые долины»…1. Альфред Тальковский – Уходя, оставьте свет!2. Юрий Кукин – Ничего, ничего, всё пройдёт…3. Александр Суханов – Мой кругозор.4. Юрий Визбор – Наполним музыкой сердца.5. Александр Дольский – Старые паруса.6. Булат Окуджава – Молитва.7. Владимир Ланцберг – Песенка о голове.8. Вадим Егоров – Верь!9. Арон Крупп – Хочется жить!10. Александр Городницкий – Бахийский храм.Кому захочется познакомиться ближе с авторской песней, составить свой список замечательных песен, тот может обратиться к сайту Михаила Мазеля «Авторская песня».

Как сообщает сайт serovglobus.ru

Вы здесь:
Главная
Яндекс.Метрика