Каталог организаций Серова. | Адрес. Телефон. Карта. Новости. Магазины.

Театр живых кукол

21 марта отмечался Международный день кукольника. Сергей Владимирович Образцов, видный советский театральный деятель, вспоминал эпизоды из своего детства: «… с шарманщиком приходил петрушечник. Расставлял свою ширму и показывал представление Петрушки. Полное-то имя Петрушки было Петр Иваныч Уксусов. Петрушка верещал нечеловеческим голосом. Это у петрушечника во рту был такой специальный пищик. Верещит Петрушка и бьет всех со страшным треском расщепленной дубинкой… Все мы – и я, и все мои друзья-мальчишки (с девчонками мы не водились) – очень любили Петрушку и по всем дворам за ним бегали. Лишь бы смотреть, как он всех лупит и как под конец его собака за нос утаскивает». У бродячих артистов жизнь была трудная: и холодно, и голодно, и гонят отовсюду. По статусу их и приравнивали к нищим. Прочитайте повесть Е. Данько «Деревянные актеры» - и узнаете, каково это быть бродячим актером. А на могиле знаменитого чешского кукольного мастера даже сделана надпись: «Матей Копецкий – нищий». Но именно эти безымянные бродячие артисты создали целый театральный жанр. 27 марта отмечается Всемирный день театра, а накануне, 21 марта – Международный день кукольника. Кукла в истории культуры и религии разных народов всегда имела сакральное значение; с куклами совершали разные обряды и ритуальные действа; считалось, что в куклу может вселяться душа человека. Помните русскую народную сказку про Василису? «Куколка, моего хлебца покушай да моего горя послушай! – куколка поест да и поможет Василисе советом…» В куколке была заключена душа умершей матушки. (Кстати, литература и кинематограф очень охотно используют прием с оживающими куклами – монстрами или хранителями, смотря по сюжету.)  А дети очень любят читать про приключения Пиноккио (Буратино в русском варианте) и его друзей из театральной труппы страшного Карабаса Барабаса. Маленькие человечки живые: Пьеро страдает по исчезнувшей Мальвине, Мальвина капризничает, Арлекин проказничает, а Буратино всюду сует свой длинный нос, никогда не унывает и выходит победителем из всех передряг. Так что нет, наверно, ничего удивительного в том, что игрушечные фигурки могут говорить, петь, танцевать, плакать и смеяться – пусть и с помощью человека-кукловода. Достаточно прийти на спектакль театра кукол, чтобы убедиться: они «играют» не хуже настоящих людей. Самый главный театр с этими маленькими актерами – конечно, театр Сергея Образцова. Он был организован в Москве в 1931 году и славится разнообразием жанров, а также  лабораториями, где разрабатываются методики создания кукольных спектаклей, изобретаются новые технические системы кукол, готовятся будущие кадры для единственного в своем роде театра.  Сергей Владимирович объехал весь мир и познакомился с кукольными представлениями в разных странах, а также собрал целую коллекцию кукол и разных памятных вещиц, которую назвал «моя Кунсткамера». Оказывается, наш Петрушка имеет «родственников» везде: это и Панч в Англии, и Полишинель во Франции, и Пульчинелла в Италии… Все они устроены одинаково. Тело куклы – это костюм-перчатка, надетая на руку человека; большой и средний пальцы становятся руками куклы, на указательный надета ее голова. Их так и называют – перчаточные или ручные.  Весь свет вместе с Образцовым объехал и Тяпа. «Эту перчаточную куклу я сам сделал для своего концертного номера. Это самый старый ребенок в мире. Старше моего сына. Сыну моему уже 67 лет, а Тяпу я сделал раньше, чем родился сын», - писал в своих воспоминаниях Сергей Образцов. А есть куклы-марионетки на нитках, тростевые куклы, есть теневой кукольный театр. В каждой стране у таких театров свои особенности и свои излюбленные персонажи. Но во всех странах одинаково их призвание – дарить радость маленьким и взрослым зрителям.  Книги о театре вы найдете в Центральной городской библиотеке им. Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Как сообщает сайт serovglobus.ru

Вы здесь:
Яндекс.Метрика