Каталог организаций Серова. | Адрес. Телефон. Карта. Новости. Магазины.

Главная Новости Последние новости Писатель как приключение

Писатель как приключение

24 июля 2022 года – 220-летие А. Дюма-отца. Трусов плодила наша планета, Все же ей выпала честь – Есть мушкетеры, есть мушкетеры, Есть мушкетеры, есть!  (М. Светлов) Нет, наверное, более популярного (в течение вот уже двухсот лет!) автора в жанре исторических приключений, чем Александр Дюма (отец). Но и собственная биография писателя не менее экзотична и увлекательна, чем жизнь его персонажей.  В жилах его есть доля африканской крови, как и у нашего прославленного Александра Пушкина; бабушка по отцовской линии была чернокожей рабыней на Таити. Юнцом без гроша в кармане, с одной надеждой на старых отцовских друзей, появился Александр в Париже – и с мечтой завоевать и Париж, и весь мир (и он завоевал-таки и то, и другое!). Вылитый д* Артаньян! Широта души, гурманство, расточительность, жизнь напоказ - и долги. Чем не Портос?.. Для карьеры нужно образование? Молодой провинциал начал усердно изучать классиков, посещать театры… Его первоначальное желание – стать драматургом. И за кратчайшие сроки он написал такую пьесу, за которую обеими руками ухватился театр «Комеди франсез», а постановка обозначила переход театра от классицизма к романтизму. Все без исключения – и зрители, и критики отметили захватывающий сюжет. В самом деле, это непременная составляющая творчества Дюма. Он упрощал историю и, в общем-то, обходился с ней несколько вольно, но кого это волновало? Нужна ли вам суровая историческая правда в «Трех мушкетерах», скажем? Да бог с ней, с правдой, когда жизни молодого гасконца опять грозит опасность – дочитать бы скорей, чем там кончилось…  От драматургии Дюма перешел к прозе. Фантастически плодовитый писатель! За свою жизнь он написал около 100 000 страниц. Как ему удавалось работать настолько продуктивно? Этот «секрет» известен давно: художник, к примеру, великий Рубенс, прописывает главное – лицо, руки, а детали оставляет подмастерьям. У Дюма, вероятно, тоже были «литературные негры». Хотя литературовед Дмитрий Быков, написавший великолепную статью «Дюма как отец», доказывает, что великий француз не нуждался в «рабах». «Слухи возникали на той же почве: не может нормальный человек за один 1844 год написать «Мушкетеров», «Графа Монте-Кристо», «Королеву Марго» и еще два менее известных романа... Как можно держать в голове все сюжетные линии? Между тем, во-первых, это он напечатал их одновременно, а писал, по разным сведениям, всю первую половину сороковых. Во-вторых, если один роман диктовать, а два других писать попеременно (что он и делал) – успеть можно. Работал он по 14, редко по 12 часов в сутки…»  И приводит примеры: «Полное собрание сочинений Бальзака составляет 100 томов, а прожил он всего 50 лет. Горький прожил столько же, сколько Дюма, и написал ничуть не меньше, просто читать невозможно, а так результат тот же. Жюль Верн, кажется, его даже переплюнул». Такой же неугомонный и неукротимый, как его герои, Александр Дюма принял участие в революционных событиях 1830 года. Но восстание было подавлено, а самому Дюма пришлось по совету друзей оставить Францию. В Италии он подружился с Гарибальди, провел там три года и, конечно, был на стороне борцов за свободу.  Его гурманские пристрастия и кулинарные таланты подтолкнули автора к созданию поваренной книги (Большого кулинарного словаря), шедевра французской кухни, который по популярности может соперничать даже с лучшими романами самого автора. От этого наслаждения жизнью во всех ее проявлениях: любовные похождения, чревоугодие, тяга к приключениям, размах – было прямо-таки что-то раблезианское. Многое в романы пришло из жизни самого писателя. Любимое поместье на берегу Сены, недалеко от Парижа называлось Монтекристо, например.  Надо еще сказать о путешествии великого француза по России и байках про «развесистую клюкву», которую он якобы там обнаружил и описал в мемуарах. «Клюкву» придумал русский театральный деятель начала 20 века для своей пародии, но именно такие штучки быстро расходятся и приживаются в языке, и никого уже не волнует авторство. А между тем, Дюма проехал за 8 месяцев от Москвы до Астрахани, побывал на Кавказе и написал семь выпусков путевых заметок. Цитируя все того же Дмитрия Быкова, «… сочинение Дюма оказалось точным, зорким и увлекательным. Конечно, это не де Кюстин с его брюзжанием, но именно потому что Дюма смотрел на все широко открытыми и доброжелательными глазами, он увидел больше, и увиденное им кажется горше». А вот об этом он так и не узнал: «пакет документов», как бы сейчас сказали, с грифом «Совершенно секретно» «Об учреждении надзора за Александром Дюма». И негласный надзор сопровождал его-таки на всем протяжении поездки. Хотя времена уже не николаевские. Вообще, Дюма не мог приехать в столь интересующую его страну 20 лет. При Николае I он был «персоной нон грата» за роман «Учитель фехтования», герои которого списаны с реальных людей – ссыльного декабриста Ивана Анненкова и его жены Полины Гебль; сочувственный декабристам роман, запрещенный в России.  Кстати, хотя Александр Дюма традиционно считается выдумщиком, многие его произведения имеют подлинную историческую основу. Так, при работе над «Асканио» Дюма использовал мемуары знаменитого скульптора, ювелира и, по большому счету, авантюриста Бенвенуто Челлини «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентинца, написанная им самим». Работая над «Мушкетерами», он следовал «Мемуарам мессира д*Артаньяна, Капитан-Лейтенанта первой Роты Мушкетеров Короля, содержащим множество вещей личных и секретных, произошедших при правлении Людовика Великого», а также «Воспоминаниям графа де Ла Фер о некоторых событиях, происшедших во Франции к концу царствования короля Людовика III и в начале царствования короля Людовика IV». А мемуары самого Дюма нисколько не уступают по увлекательности его собственной беллетристике. И еще обязательно нужно сказать, что Дюма создал практически идеального героя в лице д*Артаньяна или, может быть, Атоса.  Благородство, следование дорогой чести, смелость, верность дружбе… Кто бы из нас отказался от такого друга? Поколения и поколения учились на этом примере верности и отваге. А Владислав Крапивин создал свою «Каравеллу» на принципах рыцарской этики.  Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их не встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня. Я никогда не обижу того, кто меньше или слабее. Всегда буду помощником и защитником младшим товарищам. Если мне когда-нибудь станет страшно, я не отступлю. Смелость - это когда человек боится и все-таки не сворачивает с дороги. Взяв в руки оружие, я буду помнить, что в нем заключена смерть. Поэтому я никогда не направлю даже незаряженное оружие на человека, не обнажу клинка против соперника, не защищенного маской, если только эти люди не будут настоящими и опасными врагами. По этим законам «Каравелла» живет вот уже добрых шесть десятков лет. Многие произведения Крапивина – вариации на тему «мальчик со шпагой», а реальные мальчишки, с которых списаны герои – это те же самые благородные мушкетеры, просто живущие в другом веке. И среди всего прочего у них были замечательные «учебники» - книги Александра Дюма. P.S. А здесь книги, которые могут вас заинтересовать и рассказать больше о Дюма и его творчестве. И не только.

Как сообщает сайт serovglobus.ru

Вы здесь:
Главная Новости Последние новости Писатель как приключение
Яндекс.Метрика