Каталог организаций Серова. | Адрес. Телефон. Карта. Новости. Магазины.

Главная

Нужна ли промышленности эстетика? И если нужна, то зачем?

Можно ли испытывать удовольствие, глядя на заводские цеха, трубы над городом, гидротехнические сооружения? Нужна ли промышленности эстетика? И если нужна, то зачем? Темой разговора очередной краеведческой гостиной стала техническая эстетика. Не будучи учеными, наши предки хорошо понимали, что любой предмет, которым они пользуются постоянно, должен быть удобным, функциональным… и красивым. Древние орудия труда, войны, охоты эстетичны. Если прялка – то резная или расписная, нож – с резьбой по рукояти и т.д. (Правда, не только красоты ради; здесь работает и обережная магия.) Стремление сделать вещный мир красивым продолжается и в эпоху индустриализации, и в постиндустриальном обществе.  Основу технической эстетики составляет поиск гармонии между человеком, средой его обитания и предметом; эта новая отрасль науки возникла на стыке эстетики, эргономики, инженерной психологии, технологии производства, экономики, социологии, искусствознания… Техническая эстетика и дизайн тесно взаимосвязаны. В СССР «буржуйское» слово «дизайн» долго не приживалось, его стыдливо заменяли эвфемизмами «художественное проектирование», «промышленное искусство».  В начале 20-го века был образован ВХУТЕМАС (Всесоюзные художественно-технические мастерские), Московское высшее художественно-промышленное училище (на базе Строгановского училища технического рисования) и Ленинградское высшее художественно-промышленное училище (на базе училища технического рисования барона Штиглица), а в середине того же века к ним добавился ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики) с его филиалами и творческими лабораториями. Промышленный Урал – благодатная почва для знакомства с историей промышленной эстетики. В создании образа городов-заводов принимали участие замечательные русские архитекторы – такие, как М.П. Малахов. В 19 веке они привносили в заводскую архитектуру черты классицизма; в 20-м пришла мода на стиль модерн. Многие здания Екатеринбурга носят отпечаток увлечения конструктивизмом. Здания в этом стиле есть и у нас в городе (ДКМ в плане выглядит как аэроплан, а «кругляшка» - как танк КВ). Создание неповторимого облика Надеждинска – заслуга архитектора и гражданского инженера Владимира Николаевича Пясецкого. Он автор таких знаковых объектов, как первое земское училище (старое здание ДХШ), Дом служащих (здание райисполкома), Всехсвятская церковь и первая надеждинская больница/аптека (травмпункт). (Кажется, это было так давно, а на самом деле Пясецкий умер в Ленинграде в 1938 году!) К сожалению, выжили далеко не все из его творений… Лучше всего память о нем сохранил завод: ведь возведение доменного цеха и водонапорной башни – это тоже дело рук В.Н. Пясецкого. Долгое время башня была самым высоким строением в городе. Ее реконструировали в 2011 году, теперь это памятник промышленной архитектуры, и в этом качестве вошла в книгу О.А. Баловой «Водонапорные башни России». Сегодняшний промышленный дизайн тесно связан с научной организацией труда, с разработкой промышленных интерьеров, которые создавали бы комфортные и безопасные условия на рабочих местах, чтобы, в свою очередь, люди могли трудиться с полной отдачей. На предприятиях существуют бюро промышленной эстетики, которые как раз и призваны решать эти задачи. С книгами об истории архитектуры, знаменитых архитекторах, городах Урала, архитектурных стилях Екатеринбурга вы можете познакомиться в нашей библиотеке.

Как сообщает сайт serovglobus.ru

Вы здесь:
Главная
Яндекс.Метрика