Каталог организаций Серова. | Адрес. Телефон. Карта. Новости. Магазины.

Главная Новости Последние новости Кому нужно будущее? (Продолжение темы для неравнодушных)

Кому нужно будущее? (Продолжение темы для неравнодушных)

Философия «вируса». Часть 1Философия «вируса». Часть 2Философия «вируса». Часть 3Философия «вируса». Часть 4Философия «вируса». Часть 5Философия «вируса». Часть 6  Философия "вируса". Часть 7Кому нужно будущее? (продолжение)Кому нужно будущее? (продолжение - 2) Кому нужно будущее? (Продолжение темы для неравнодушных) Один из плюсов любого кризиса состоит в том, что он заставляет размышлять об устойчивости нашей жизни, о средствах поддержания этой устойчивости. Государство, к примеру, может использовать административные и силовые средства. Коронавирусный кризис поставил вопросы: 1) всегда ли государство способно использовать эти средства разумно и эффективно; 2) насколько эти средства способны обеспечить долгосрочную стабильность в обществе? Ответ на первый вопрос лежит в плоскости – каких людей мы допускаем к власти и как контролируем их деятельность. Со вторым вопросом тоже ясно: внешние, навязанные извне, нормы и правила лишь ненадолго обеспечивают стабильность (вспомним, как дружно все «ломанулись» с карантина). Настоящая долгосрочная стабильность может покоиться только на внутреннем состоянии человека, на стабильности его ценностных ориентаций, на его установке на активную деятельность (в партнёрстве с другими) по преодолению неизбежных в жизни невзгод и проблем. Назовём всё вышеперечисленное гражданственностью – и, если бы это качество можно было измерить, мы могли бы предсказать будущее любого сообщества. А сообщества могут быть разные. По мнению французского философа Ж. Ренана, «народ это сообщество, объединяемое ложной оценкой прошлого и ненавистью к соседям». И какое будущее может быть у подобного «народа»?  Посмотрите, сколько воплей, проклятий, критиканства вылилось в социальные сети во время пандемии. Где много пафоса, там мало разума, и, главное, нет позитивного действия… Но ведь есть и другие примеры гражданского поведения в этот период, примеры взаимопомощи, творческого подхода к решению проблем -  вот только нашим СМИ выгода от продажи скандалов дороже воспитания жителей страны. Выживаемость народа и долгосрочная стабильность находится в прямой зависимости от состояния гражданского общества, от наличия слоя людей, по-настоящему озабоченных будущим своей страны. Но создание гражданского общества дело не сиюминутное – здесь многое зависит от того, каких людей мы выпускаем каждый год из школ и ВУЗов. Многочисленные реформации в системе образования свидетельствуют о неясном понимании его целей, о неувязке этих целей с проблемой выживаемости общества. Все эти популярные задачи типа «научить жить в цифровой среде», «учить выбирать и обрабатывать информацию», «воспитать патриота», во-первых, игнорируют вопрос – «Для чего?», во-вторых, уводят в сторону от действительно важных задач образования – научить мыслить творчески и кооперироваться с другими в решении жизненных проблем. Но есть и ещё более глубинная задача для всех взрослых, а не только для профессиональных педагогов. Человек – существо сложное, и борьба в нём разума и животных (агрессивных, потребительских) инстинктов не всегда заканчивается в пользу разума. Только с помощью воспитания можно увеличить долю людей с альтруистической направленностью, людей высокой нравственности и развитого чувства долга, то есть людей облагороженного (по сравнению с настоящим) образа. Для выживания России важен сейчас не столько простой демографический рост, сколько улучшение качественного состава народа. Из школы и ВУЗа должен выходить не робот, умеющий «обрабатывать информацию», а живой, этически воспитанный человек. Анатоль Франс писал: «Что толку в справедливости наших законов, если её не будет в наших сердцах».Л.Н. Толстой говорил, что разрыв между новорожденным и пятилетним ребёнком – пропасть. А между пятилетним и взрослым – один шаг. Элементарные этические навыки закладываются в раннем детстве в семье. Однако, что представляет из себя современная семья? Зачастую это объединение людей, состоящих уже не в первом браке, неполные семьи, семьи с пьющим родителем, социально депрессивные семьи и так далее. А нравственные установки взрослых передаются автоматически детям путём подражания и через речь… Даже не во всех «нормальных» семьях есть привычка читать с ребёнком, играть, разговаривать по душам… И в этом случае ребёнок снимает нравственные модели с речи и поведения идиотских персонажей современных мультиков. В такой ситуации огромное значение приобретает дошкольное образование. Вот где этические навыки должны воспитываться в играх, пьесах, беседах, совместных выходах на природу, в просмотре и обсуждении достойных фильмов. Здесь должно культивироваться чувство любви к другим людям и природе, к родной речи. Но всегда есть НО. В этой важнейшей и сложнейшей сфере образования самая низкая оплата труда. Не странно ли, что учителя старших классов, доценты ВУЗов, имеющие дело уже с практически взрослыми, сознательными людьми, получают больше? Не странно, поскольку ЗУНы (Знания, Умения, Навыки) и ЕГЭ важнее воспитания. Именно в дошкольных учреждениях должны работать самые квалифицированные педагоги и психологи.  Проблема здесь ещё и в отстранённости родителей от воспитательного процесса в детском саду – в лучшем случае, это спорадическое участие в скачанных из интернета утренниках, то есть нет совместной работы по сотворению творческой, развивающей среды для детей. Ну какой любви к природе могут научиться дети, гоняющие изо дня в день по одному и тому же лысому участку детсада? Какой любви к другому человеку могут научиться дети при посещении боулинга, пейнтбола, кинотеатров с ужастиками? Понятно, что всё сейчас зарегламентировано, свободы действий у руководителей, воспитателей и родителей нет, но с точки зрения БУДУЩЕГО нужно поступать по-граждански и менять эту порочную систему. Воспитатели, психологи (обязательно!) в детских садах вообще должны очень плотно работать с родителями, ибо большинство родителей, в лучшем случае, -  это люди, плохо разбирающиеся в вопросах воспитания, а в худшем – калечащие ребёнка своими комплексами и пороками. Кстати, в Америке был создан курс «Философия для детей», апробирован во многих странах, в том числе и в России, и показал, что в результате резко снижается агрессивность детей, улучшаются их взаимоотношения, дети приобретают привычку комментировать свои действия в этическом плане. Сейчас в России имеются и другие подобные курсы и даже образовательные сериалы, было бы желание… Многое из сказанного относится и к начальной школе. Главным показателем хорошей работы начальной школы должны быть не результаты годовых контрольных работ, не количество сляпанных родителями «проектов», а дружный коллектив родителей и учащихся, объединённый выработанными совместно нормами отношений, традициями, механизмами взаимной поддержки в учении. Хотелось бы, чтобы своё мнение по этому поводу высказали родители, педагоги дошкольных учреждений, начальной школы и все заинтересованные граждане. Давайте подумаем: что нужно менять, не откладывая «на потом», ведь этого «потом» может и не быть…

Как сообщает сайт serovglobus.ru

Вы здесь:
Главная Новости Последние новости Кому нужно будущее? (Продолжение темы для неравнодушных)
Яндекс.Метрика